Антон Красноштанов в составе делегации депутатов Законодательного Собрания, Министерства образования Иркутской области, администрации Иркутского района побывал школах Хомутовского и Уриковского муниципальных образований: действующих, после капитального ремонта, нуждающихся в ремонте и на строительных площадках новых учреждений образования.

Иркутский район является единственной территорией в Приангарье, где на протяжении последних нескольких лет фиксируется серьезный прирост населения. За последние 15 лет население района увеличилось в два раза. За 2018 год количество жителей возросло на 6 240 человек и составило 132 744 человека.

К 2025 году в Иркутском районе требуется построить 17 школ на 10 тысяч мест, чтобы вести обучение детей в одну смену. Также требуется провести капитальные ремонты в шести действующих школах.

Каждый день на занятия возят более семи тысяч школьников по 66 маршрутам. 

Муниципалитету нужны новые учебные заведения. Но есть и небольшие населенные пункты, где успешно работают малокомплектные школы. Подтверждение этому — малокомплектная школа в селе Галки, там за последний год удалось кардинально улучшить условия для обучения, чему, конечно, рады и ученики, которых сейчас насчитывается уже 39 человек, и педагоги.

В России до сих пор много малокомплектных школ — около 3000. Это часть государственной системы образования, и недооценивать роль таких учебных заведений нельзя.

Малокомплектная школа — начальная школа, в которой учите­лей меньше, чем классов, и каждый учитель работает одновременно  с несколькими классами.

Специалисты считают, что при всех имеющихся недостатках, малочисленная школа имеет много положительных качеств.
Маленькие классы — интенсивные уроки
В городской школе нередко классы оказываются переполненными. Учителю приходится делить свое внимание между 35-38 учениками. И таких классов у преподавателя несколько.
В небольшой школе в классе может быть от 2 до 10-15 учеников, и никаких параллелей. Учитель может уделять каждому достаточно времени, видеть и понимать, как происходит усвоение учебного материала, варьировать план занятий, ориентируясь на индивидуальные потребности учеников. У ребят нет возможности отвлекаться на уроках, потому что каждый находится постоянно в зоне внимания учителя. И это способствует эффективной работе, плодотворным занятиям.

Семейная атмосфера
В маленьких населенных пунктах все друг друга знают. Учитель в курсе всего, происходящего в деревне: кто с кем подрался, кто в кого влюбился, у кого мать заболела и пришлось вместо уроков помогать по хозяйству. Нет проблем коммуникации с родителями учеников — все тут, можно хоть каждый день обмениваться информацией о поведении и успеваемости детей, держа руку на пульсе.
Ребята общаются не только на уроках, но и вне стен школы, они буквально растут вместе, и учатся, и шалят.
В небольших школах значительно реже дети сталкиваются с буллингом, травлей.

Безопасность ребенка
Безопасность в самом широком смысле — от более дружелюбной атмосферы в самой школе до безопасности по пути от дома до учебного заведения. Городской ребенок подвергается гораздо большей опасности даже при переходе оживленных улиц.
В деревне, в небольшом городке дети все время на виду. Отношения между людьми более открытые, ребенок может в случае необходимости обратиться за помощью к любому. А может и не обращаться — сами помогут. Да и структура преступности на селе иная, у детей гораздо меньше шансов стать жертвой случайного преступления на улице.

Больше времени с родителями
Порой родители стремятся переехать в город, чтобы сделать семью счастливее. Но на деле это оборачивается совсем иным.
Родителям приходится гораздо больше работать, чтобы обеспечить возросшие потребности семьи. Нередко — работать далеко и подолгу. В результате дети большую часть времени оказываются предоставленными сами себе, остаются один на один с городской жизнью и городскими соблазнами и опасностями.
Это не способствует укреплению семьи и отношений между поколениями.

Полезные особенности обучения
В малочисленных школах учитель нередко проводит урок одновременно у двух классов: у 1 и 2, у 3 и 5 и т. д.
Это позволяет старшим повторить уже пройденный материал, а младшим дает представление о том, что они будут изучать в следующих классах. Старшие могут помогать младшим усваивать информацию, одновременно закрепляя в памяти пройденное. Лучше всего усваивается и запоминается то, что ты однажды объяснял другим.
Разумеется, очень многое зависит от умения учителя правильно составить план таких совместных занятий и управлять вниманием учеников.
Занятия физкультурой проводятся летом — на улице, зимой — на самой настоящей лыжне за околицей. А об уроках труда можно вообще не говорить: о труде ребятишки имеют далеко не умозрительное понятие.

Депутаты и представители администраций побывали в столовой, спортзале, учебных классах, посмотрели условия обучения школьников. Антон Красноштанов рассказал, что ему понравилась школа, то как ее отремонтировали.

«Школа в деревне – это центр жизни, точка притяжения для всех сельчан. Нужно сохранять малокомплектные школы, если есть школа — живет деревня. Чтобы сохранить село, образование в сельской местности должно соответствовать социальным ожиданиям людей, социально-ценностному заказу сельского сообщества, каждой семьи и конкретного человека. Считаю, что малокомплектные школы являются одним из решений проблемы большой загруженности школ в Иркутском районе».

Всего в 2018 году в Иркутском районе капитальный ремонт проведен в четырех малокомплектных школах, в 2019 — в шести. В Галках капитально отремонтировали начальную школу. Сделали теплые туалеты, заменили крышу, системы канализации, построили для школы новый спортивный зал и столовую.

Галкинская начальная школа начала работу в 1927 году. Учреждение располагалось в двух корпусах. Основной корпус для занятий последний раз ремонтировали в 70−80-е годы, с тех пор он пришел в негодность.

В июле 2018 года в нем начался масштабный ремонт. Строители заложили новую фундаментную плиту под основным корпусом школы, также, как и под новым зданием, где теперь размещены спортзал и столовая. Заменили крышу, часть сгнивших бревен под подоконниками и венцами, восстановили перегородки, утеплили стены, провели водопровод и канализацию, холодное и горячее водоснабжение, оборудовали теплые туалеты.

«Это трудно понять, но в 21 веке в некоторых школах, даже расположенных в регионах с суровым климатом, таким, как наш, нет горячей воды, а туалеты для учеников расположены на улице. В холодных кабинках типа «сортир». До сих пор в некоторых школах нет не только спортивного и актового залов, но и теплого туалета. А зимы у нас в Сибири долгие и холодные. Ученикам приходится бегать до «будочки», и только представьте, как приходится трудно малышам — мало того, что успеть добежать, так еще и не запутаться в многочисленных зимних одежках. А девочкам-подросткам? Посещение такого туалета может серьезно отразиться на их здоровье».

В школе четыре класса, их оснастили новой мебелью и техникой. А на территории школы выполнили благоустройство. И главное — к ней пристроили новый корпус для спортзала и столовой.

Каждый из четырех классов Галкинской начальной школы оснащен регулируемыми партами и стульями, досками комбинированного типа, интерактивными досками с проекторами, компьютерами и многофункциональными устройствами для учителей.

Выполнено благоустройство пришкольной территории. Всего на ремонт и оснащение образовательного учреждения было направлено порядка 25 млн рублей. Ремонт в этой школе был сделан на средства района.

«Проблемы сельской школы – это не вопрос сохранения одного из типов образовательных учреждений, это общенациональная проблема, связанная с судьбой всей страны. Нам нужны такие школы. Они закрывают потребность в образовательных учреждениях в небольших и удаленных населенных пунктах. У нас много муниципальных образований, где нужны именно маленькие школы. Там незачем возводить большие капитальные образовательные учреждения, они не будут заполнены, лучше вот такими небольшими модулями организовывать обучение. Безусловно, снабдив их всем необходимым», — считает депутат.